Совет при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов Российской Федерации

Н.В. Гусев. "Проблемы и задачи преподавания русского языка как иностранного".

5 ноября 2024 года, 18:00
Русский как иностранный

Гусев Никита Владимирович - и.о. ректора ФГБОУ ВО "Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина"

Ключевым, а быть может, и самым главным действующим лицом в деле продвижения русского языка за рубежом является преподаватель, учитель-наставник.

Сегодня мы с сожалением наблюдаем разрыв между уже уходящим поколением преподавателей русского языка и молодым поколением педагогов в разных странах мира. Особенно остро проблема нехватки квалифицированных кадров стоит в важнейших для России регионах: в странах СНГ, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки. При этом отмечается и дефицит современной учебной литературы высокого научно-методического уровня, которая бы вызывала искренний интерес к языку и России. Это подтверждается данными экспертных исследований, в том числе ежегодного "Индекса глобальной конкурентоспособности русского языка в мире" Института Пушкина.

Каждый, кто хочет изучать русский язык, должен быть обеспечен, во-первых, учителями, а во-вторых, увлекательными современными качественными учебными материалами для всех возрастных категорий.

Задачи кадрового и методического обеспечения в сфере продвижения русского языка можно решить с использованием потенциала комплексной государственной программы "Поддержка и продвижение русского языка за рубежом".

Что еще необходимо? Хотел бы отметить три ключевых момента.

Первое. Важно поддерживать мотивацию молодых русистов из разных стран. На заседании Совета по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России Президент сказал: "Знаю, что есть идея учредить специальную стипендию для молодых одаренных русистов – граждан других государств, которые преподают русский язык и литературу, продвигают нашу культуру за рубежом. Зачастую в весьма сложных условиях они работают. Это хорошая идея, я ее полностью поддерживаю. И предлагаю присвоить стипендии имя выдающегося филолога и лингвиста профессора Вербицкой".

Горячо благодарим главу государства за поддержку.

Предлагаем также разработать долгосрочную программу научно-методического сопровождения кафедр русистики / славистики зарубежных университетов, кафедр "русского как иностранного" в вузах; на системной основе реализовывать программу дополнительного профобразования (повышение квалификации и переподготовка) и культурно-образовательных стажировок в России для молодых специалистов. Для этого потребуется, в том числе, законодательно определить статус стажировки для иностранных граждан, обучающихся в российских вузах.

Второе. Создание единого государственного информационного сервиса по модели "одного окна" о возможностях для педагогов и студентов – действующих и будущих учителей и преподавателей русского языка и тех, кто ведет обучение по предметам на русском языке. Этот сервис мог бы носить имя всемирно известного ученого-русиста, основателя Института Пушкина Виталия Григорьевича Костомарова. Важным результатом работы сервиса может стать формирование единой базы данных актуального кадрового резерва русистов в целом, а также по странам и макрорегионам.

Кроме того, как кадровый резерв для мировой русистики и народной дипломатии необходимо рассматривать волонтеров. Например, Институт Пушкина уже девять лет реализует программу "Послы русского языка в мире", участники которой обучают иностранных школьников и студентов русскому языку, знакомят их с нашей литературой и культурой. Предлагаю использовать потенциал таких проектов для продвижения русского языка в мире. 

Непрерывная работа с кадровым резервом в долгосрочной перспективе позволит решить задачу формирования и воспроизводства по всему миру современной интеллектуальной элиты русистики.

Третье. Преподавателя недостаточно обучить, его важно обеспечить средствами обучения – современными качественными учебниками. Эта работа может дать системный эффект при создании единого учебно-методического центра, занимающегося разработкой учебных материалов для иностранных обучающихся с учетом социокультурного странового компонента, с привлечением ключевых вузов и экспертных организаций. Также важно предусмотреть издание и распространение учебных материалов.

Крайне желательно возвращение практики проведения экспертизы российскими научно-методическими центрами учебных материалов по русскому языку, созданных за рубежом (с возможностью официального грифа). Например, в советские годы учебники, прошедшие экспертизу в Институте Пушкина, получали гриф Минвуза СССР. На современном этапе решение этой задачи возможно реализовать в рамках межгосударственных соглашений в сфере образования и заседаний межправительственных комиссий.