Совет при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов Российской Федерации

М.А. Веденяпина. "Развитие сети детских библиотек".

5 ноября 2024 года, 18:40
Детская библиотека

Веденяпина Мария Александровна - директор ФГБУК "Российская государственная детская библиотека"

Дети – особая категория граждан, чей приоритет закреплен в ряде законодательных документов, в том числе в Конституции Российской Федерации.

Ключевая роль в формировании культурно-досугового и образовательного пространства для подрастающего поколения принадлежит детским библиотекам, деятельность которых направлена на интеллектуальное развитие и духовно-нравственное становление детей и подростков.

На заседании Совета по реализации государственной языковой политики Президент В.В.Путин поставил вопрос о том, "какая дополнительная поддержка необходима государственным детским библиотекам". Глава государства справедливо отметил, что "такие библиотеки – уникальное достояние России. Прошу глав регионов активнее помогать библиотекам с пополнением фондов, ремонтом и оборудованием, расширением площадей. Не раз говорил, что наша задача – создать на базе таких библиотек настоящие центры просвещения, воспитания, культурной и общественной жизни, прежде всего в сельских территориях, в малых городах".

По данным статистики на 1 января 2024 года сеть общедоступных публичных библиотек  составляет 41869 единиц, в том числе 3315 детских специализированных библиотек, из них 102 – детские библиотеки возвращенных субъектов Российской Федерации.

Основной категорией пользователей всех муниципальных библиотек являются дети (37% всех зарегистрированных пользователей муниципальных библиотек – читатели до 14 лет, более 39% всей книговыдачи приходится на их долю).

Воистину уникальный институт специализированных детских библиотек России берет истоки в начале XX века. Сеть, созданная в СССР, успешно развивалась и была направлена на всестороннее развитие детей. Сегодня мы – единственная страна, которая обладает такой сетью. Другие государства, особенно страны Азии, в этом отношении берут пример с Российской Федерации. 

Однако на протяжении последних тридцати лет сеть специализированных детских библиотек сократилась почти в 2.5 раза. Региональные и муниципальные власти стали активно объединять библиотеки. Практика показывает, что при слиянии центральной детской библиотеки со взрослой часто теряется специфика работы детской библиотеки, затрудняется учет потребностей особых групп пользователей, происходит ухудшение качества библиотечного обслуживания детей в целом в регионе.

Роль главных методических центров по библиотечно-информационному обслуживанию детей исполняют центральные детские библиотеки субъектов. К сожалению, их состояние порой оставляет желать лучшего. Зачастую, созданные в субъектах в рамках Национального проекта "Культура" модельные муниципальные детские библиотеки выглядят привлекательнее и комфортнее.

Конечно, есть и радостные новости. В 2023 году две библиотеки — Вологодская областная детская библиотека и Сахалинская областная детская библиотека — получили новые здания. Также была капитально отремонтирована Тюменская областная детская библиотека им. К.Я. Лагунова.

Начиная с 2021 г. возобновлены межбюджетные трансферты на комплектование фондов муниципальных библиотек. Доля книг для детей и юношества должна составлять не менее 40% от всей закупаемой литературы, в новых субъектах Российской Федерации – не менее 70%.

Несмотря на большое количество интернет-ресурсов, которые собирают информацию о детских книгах, при комплектовании фондов детских библиотек необходимо опираться на рекомендательные ресурсы, созданные государственными учреждениями, работающими в русле приоритетных направлений современной культурной и образовательной политики. Особо надо отметить, что эксперты, которые работают в государственных библиотеках, занимают объективную, независимую позицию, поскольку стоят «над» интересами как издателей, так и авторов.

Необходима поддержка всероссийских масштабных мероприятий, акций и проектов с участием детских библиотек России, направленных на приобщение детей к чтению.

Русский язык, история русской письменности и книгоиздания, отечественный фольклор и отечественная литература – фундамент, на котором держится мировоззрение будущих поколений нашей страны. Разработанные РГДБ и поддержанные Минкультуры России Лаборатории детского и подросткового чтения "#ЗнайЧитай" позволяют в увлекательной интерактивной форме рассказывать детям и их родителям об истории родного языка, отечественной книги, знакомить с богатым фольклорным наследием.

Проект по-настоящему уникален: благодаря полному спектру представленных артефактов – от берестяных грамот, церы и писала до электронных книг – дети узнают, что такое глаголица и кириллица, могут составить свое имя из древних букв или создать оригинальные буквицы, узнать рецепты древних чернил, почувствовать себя новгородским школьником XIII века и научиться писать на настоящей бересте.

Всего создано двадцать лабораторий, из них семь – на базе библиотек возвращенных субъектов России.

Нельзя не упомянуть и Всероссийскую неделю детской книги. Это старейшая в нашей стране акция, посвященная детской литературе и чтению, в рамках которой в дни весенних школьных каникул проходит обширная просветительская программа. Первые "Книжкины именины" организовал Лев Каcсиль. 26 марта 1943 года в Москве в Колонном зале Дома Союзов состоялась большая встреча писателей и юных читателей. Так родилась Неделя детской книги, которая стала традицией. Церемония открытия НДК проходила в Колонном зале Дома Союзов до конца 80-х годов прошлого века. С 90-х годов акция проводилась только силами библиотек в регионах. Благодаря общим усилиям в последние годы акции снова удалось придать поистине всероссийский масштаб.

В 2024 году к акции присоединились представители Российского книжного союза, Союза писателей России, профессиональных ассоциаций, книжные магазины, школы, детские дома.

Торжественное открытие Всероссийской недели детской книги в Колонном зале Дома Союзов, благодаря поддержке Комитета Государственной Думы по культуре, было запланировано на 23 марта 2024 года. В связи с трагическими событиями праздник пришлось перенести. Мы надеемся в 2025 году открыть Всероссийскую неделю детской книги в Колонном зале Дома Союзов.

Предложения у нас с коллегами следующие:

1. Развитие и сохранение сети специализированных детских библиотек. Главам субъектов и органам исполнительной власти в сфере культуры следует оказывать всемерную поддержку региональным детским библиотекам, содействовать предоставлению новых помещений, проведению капитальных ремонтов, обеспечению профессиональными кадрами.

2. Продолжить работу по обеспечению поддержки комплектования фондов общедоступных библиотек (учитывая, что доля книг для детей и юношества должна составлять не менее 40% от всей закупаемой литературы). При формировании фондов библиотек использовать рекомендательно-библиографические и информационные ресурсы, созданные профильными государственными учреждениями, особенно библиотеками.

3. Поддержка Всероссийской недели детской книги, подключение местной исполнительной власти для обеспечения выездных мероприятий с писателями в рамках региональных книжных фестивалей с участием детских библиотек.